Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности

Для вашего удобства
мы используем cookies и другие метаданные.
Если вы не согласны c этой политикой,
можете покинуть сайт.

 

Развитие речи детей раннего возраста

Проблема  задержки речевого развития  у детей – одна из наиболее животрепещущих на сегодняшний день.  Родители и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе д/сада. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растет ребенок, с неправильно выстроенной взрослым тактикой воспитания.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается  через подражание, даже самым правильным образцам. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребенком взрослый Для этого нужно говорить не перед ребенком и не вместо него, а с ним, создавая ситуацию диалога. Совместно сопровождать словом бытовые и предметные действия играми на развитие мелкой моторики – поговорками, загадками, потешками, стихами, образцами художественной поэтической и народной речи, ребенок тем самым обогащает свой словарный запас и усваивает лучшие речевые образцы.

Другая важная линия речевого развития – совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимание речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности  и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль в этом в этом играет детская художественная литература, народные потешки и песенки; причем каждое произведение желательно повторить много раз, полка дети не присвоят его и не запомнят наизусть.

В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая  функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во 2 половине раннего возраста возникает возможность регулировать его поведение посредством речи, т.е. выполнением речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком, направленным на свое поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя. Речь идет об играх и занятиях, включающих всевозможные простые поручения: принести что – либо, поставить, положить что – то в определенное место и т.п. Постепенно сложность этих поручений наращивается. Важно выбрать для каждого ребенка определенный  уровень сложности инструкции, которая соответствует его возможностям и способностям. Выполняя инструкции и поручения взрослого, ребенок учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение слову – сначала слову взрослого, а потом и своему собственному. Так с помощью речи малыш начинает овладевать своим поведением. Овладение речью открывает перед ним широкие возможности для новых форм деятельности, среди которых  важная – игра.

Показатели речи детей третьего года жизни:

- развитие голосовых реакций, подражания;

- понимание, обогащение словаря, активная речь с использованием предложений;

- понимание, подражание, пассивная речь.

Условия для развития речи:

- уход, выполнение режима дня, эмоционально - положительное отношение окружающих взрослых;

- обучающее и воспитательное воздействие;

- собственная активная речь ребенка в различных видах деятельности.

Показатели речевого общения ребенка:

- понимает инструкцию взрослого и делает то, что он говорит;

- слушает взрослого, активно к нему обращается, задает вопросы; речь приобретает форму диалога;

- по своей инициативе вступает в контакт с детьми и взрослыми, высказывает простейшие суждения о явлениях и предметах окружающего мира

Словарный запас ребенка:

- 100 слов;

- 300  слов;

            - 1200 - 1500 слов.

Особенности словарного запаса:

- использует в речи существительные, глаголы (словарь прилагательных еще невелик);

- отвечает на вопросы предложениями, состоящими из трех и более слов;

- использует простые и сложные предложения; пользуется всеми частями речи.

Особенности звукопроизношения:

- правильно произносит звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных

(р, л); может заменить (ш) на (с), (ж) на (з), (ч) на (т);

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и твердых (л) и (р);

- речь нечеткая, многие звуки не произносит совсем или произносит неверно.

Неблагоприятные факторы, влияющие на развитие речи ребенка:

- Нежелание родителей общаться с ребенком (мало времени, перекладывание общения на бабушек и дедушек и т. д.)

- Замена общения просмотром телепередач.

- Отсутствие (или малое количество) игрушек и книг, соответствующих возрасту ребенка.

- Дефекты строения артикуляционного аппарата ребенка.

- Быстрая, нечеткая речь взрослого, сюсюканье.

- Отсутствие у родителей знаний по данному вопросу.

Для того, чтобы определить причину отсутствия или задержки речи у ребенка, необходимо пройти комплексное обследование у следующих специалистов: педиатра, невропатолога, детского психоневролога, сурдолога, логопеда, сурдопедагога.

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста

От 0,8 - 1 года до 3 - 4 лет.

Благоприятные факторы, влияющие на развитие речи ребенка:

- Эмоционально - положительное общение с ребенком.

- Достаточное количество игрушек и игр, соответствующих возрасту ребенка.

- При выявлении дефектов речи своевременное обращение к логопеду,

другим специалистам.

- Общение ребенка со сверстниками и взрослыми, способствующее развитию коммуникативных навыков.

- Правильная речь взрослого без имитации речи ребенка.

- Чтение и рассказывание сказок, заучивание стихов.

Признаки благополучного развития речи у ребенка:

- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:

- Ребенок развивается с задержкой.

- Ребенок перенес тяжелые заболевания.

- У ребенка  есть неврологические заболевания.

- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный ребенок»)

- Ребенок одинаково общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

- Ребенку безразлично, понимает ли его кто - то. Он говорит на языке, понятном ему одному.

На замечания «Скажи еще раз лучше», не реагирует.

- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы 1 признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему малышу необходима помощь.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 комбинированного вида»,
город Ухта.

Официальный сайт www.ds10-ukhta.ru